В ожидании чуда: Лувр Абу Даби открывает целый мир

 

 

 

«Абу Даби приложил руку к сердцу и объявил, что идея Лувра Абу Даби – это то, что эмират хочет донести всему миру: послание о единстве, благорасположении, взаимосвязанности и толерантности. Это послание, которое было важнo тысячи лет назад, но сегодня оно еще важнее, и Абу Даби является маяком, свет которого будет передавать это послание в арабский мир и во все уголки планеты».

Мухаммед Халифа Аль Мубарак

Председатель Управления по туризму и культуре Абу Даби (ADТСА)

 

 

 

Спустя 10 лет, 8 месяцев и 250 дней после подписания беспрецедентного межправительственного соглашения, ставшего началом проекта, было объявлено, что Музей Лувр Абу Даби распахнет свои двери для почитателей искусства 11 ноября 2017 года.

После открытия, Лувр Абу Даби станет не только первым универсальным музеем в арабском мире, но и будет демонстрировать уникальный подход к истории искусства и человечества.

Посетителям будет предложено отправиться в хронологическое путешествие посредством человеческого творчества, которое начинается еще в первобытную эпоху, с первых робких попыток как-то украсить каменные орудия труда, и заканчивается современными произведениями искусства, подготовленными специально для Лувра Абу Даби, которые  указывают на еще не написанную историю.

Отличие от других музеев мира, по мнению создателей музея, состоит в том, что концепция Лувра Абу Даби заключается в равном подходе ко всем цивилизациям и будет подчеркивать моменты контакта и связи между культурами, демонстрируя их артефакты в диалоге, бок о бок, а не подчеркивая их различия.

Выступая в январе 2017 года перед аудиторией в Манарат Аль Саадият, директор Лувра Абу Даби Мануэль Рабате изложил кураторское направление первого универсального музея Ближнего Востока:

«Мы будем говорить обо всех цивилизациях с начала истории и до глобализованного мира, в котором мы живем сегодня», – пояснил Рабате.

«И это будет первый раз, когда посетителям будет предоставлена ​​возможность испытать универсальную интерпретацию с самого начала понятия красоты в предыстории, в которой уже существовали произведения искусства и цивилизаций в со-узнаваемости и сосуществовании».

Этот способ мышления не только повлиял на подбор произведений искусства, которые были приобретены для постоянной коллекции музея, 600 объектов которого уже имелись к марту 2017 года, но он также будет заметен в том, как выставляется и интерпретируется коллекция Лувра Абу Даби.

 

 

Еще в 2014 году Жан-Франсуа Чарнье, научный директор Agence France-Muséums – органа, ответственного, наряду с Управлением по туризму и культуре Абу Даби, за организацию музея Лувр Абу Даби и его коллекции, заявил: «Наша цель состоит в том, чтобы создать универсальную перспективу в отношении вещей, но не с западной или восточной точки зрения, но с позиции Абу Даби как перекрестка культур».

«Если в других музеях вы хотите понять связь, например, между древним Египтом и Ближним Востоком в древности, вам нужно будет пойти в разные отделы, но в Лувре Абу Даби нет больше отделов такого рода», – добавил он.

«Мы хотим показать важные работы и шедевры в диалоге, и это нечто новое в мире музеев. Мы не только покажем картины вместе с другими картинами или скульптуры с другими скульптурами или же Ближний Восток с Ближним Востоком. Мы пытаемся объединить все эти элементы, чтобы рассказать историю по-другому».

Лувр Абу Даби представит своей первой экспозиции , по крайней мере на некоторое время, одни из самых известных имен в летописях истории искусства: Ван Гог, Гоген, Мане, Моне, Пикассо и Леонардо да Винчи.

Значительная часть экспонатов будет взята в аренду из 13 крупных французских музеев –  парижского Лувра, Музея Орси, Центра Помпиду, Национальной библиотеки и Музея набережной Бранли и выставляться на разные сроки.

Продолжительность аренды будет определяться, в частности, характеристиками каждого произведения искусства. Работы, чувствительные к внешним условиям, будут выставляться в галереях с особыми условиями освещения, температуры и влажности.

Менее чувствительные к внешним условиям произведения, как например, автопортрет Винсента ван Гога 1887 года, взятый взаймы из музея Гран Пале (Réunion des Musées Nationaux – Grand Palais), будут демонстрироваться в Лувре Абу Даби в течение года.

А монументальные произведения, как например, огромная статуя «Кони Солнца» 17-го века работы Бальтазара и Гаспара Марси, позаимствованная из королевских конюшен Версальского дворца, будут оставаться дольше.

Такой подход означает, что кураторская команда музея постоянно смотрит в будущее.

 

 

«Это не музей, в которой экспозиция остается неизменной в течение 10 лет, и это не музей, который полностью обновляет свою экспозицию подобно выставке – это что-то среднее, и я думаю, что это будет чрезвычайно интересно», – еще в 2014 году сказал Жан-Франсуа Чарнье в интервью газете The National.

Перспектива столкнуться с определенными проблемами, в связи с поступлением и возвратом заимствованных картин, таких как «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи (одной из пяти картин великого мастера, хранящихся в коллекции парижского Лувра), может оказаться сложной с логистической и кураторской точки зрения, но для Чарнье этот вызов является тем, что определяет Лувр Абу Даби.

«Мы не работаем над постоянными галереями – это полупостоянные галереи, где изменения будут важны в годовом исчислении, и эта мобильность, эта гибкость, эта волатильность является ключевым элементом идентичности Лувра Абу Даби». К примеру, предполагается, что картина Да Винчи будет выставлена в течении 12 месяцев.

Надо особо отметить, что это не только первая картина, об аренде которой объявили Управление по туризму и культуре Абу Даби, Агентство французских музеев и парижский Лувр, но также это первый случай в истории, когда «Прекрасная Ферроньера» покинет Европу, и будет выставлена на Ближнем Востоке.

«Очень важно иметь работу Леонардо для открытия Лувра Абу Даби», – сказал Винсент Помареде, директор по медиации и культурным программам Музея Лувр в Париже. «Думаю, что важно увидеть один из самых красивых портретов эпохи Возрождения, потому что портреты очень важны в истории европейского искусства, они отвечают на эстетические, политические и социальные вопросы их времени».

Среди других основных картин, взятых взаймы к открытию музея, относятся «Наполеон, пересекающий Альпы», – один из пяти вариантов портрета Наполеона Бонапарта, написанного французским художником Жаком-Луи Давидом в период с 1801 по 1805 год, который является частью коллекции национального музея Шато де Версаль де Трианон; а также «Вокзал Сен-Лазар», – одно из четырех сохранившихся полотен, написанных Моне, воссоздающих интерьер парижской железнодорожной станции в 1877 году.

 

 

Итак, как мы уже отметили в начале, 6 сентября было официально объявлено, что Музей Лувр Абу Даби распахнет свои двери для почитателей искусства 11 ноября 2017 года.

Это долгожданное заявление было передано мировым СМИ директором Лувра Абу Даби Мануэлем Рабате и Мухаммедом Халифой Аль Мубараком, председателем Управления по туризму и культуре Абу Даби (ТСА) на церемонии, в которой приняли участие министр культуры и развития знаний шейх Нахайан Бин Мубарак Аль Нахайан, автор проекта Лувр Абу Даби архитектор Жан Нувель, президент парижского Лувра Жан-Люк Мартинес и министр культуры Франции Франсуаз Ниссен.

Директор Louvre Abu Dhabi и председатель TCA взяли на себя обязательство, что к 11 ноября музей будет полностью введен в эксплуатацию, и на первой выставке будет представлено около 700 экспонатов. Примерно половина из них будет принадлежать постоянному собранию музея, а другая половина будет получена в аренду от 13 крупных французских культурных учреждений, включая парижский Лувр, Музей Орсе и Центр Помпиду в Париже. Среди полученных в аренду всемирно известных произвелений будут экспонироваться «Вокзал Ла Гаре» Клода Моне, автопортрет Винсента Ван Гога и загадочная «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, которая впервые покинет Европу и станет первой картиной эпохи Возрождения, выставленной ​​на Ближнем Востоке.

 

 

Архитектор Лувр Абу Даби Жан Нувель подчеркнул, что хотел создать «исключительную архитектуру для исключительной программы». «В своем проекте я хотел воплотить историческую память этих мест, память всей арабской цивилизации и создать сооружение, в соответствии с местным климатом»– сказал он.

Мануэль Рабате обозначил Лувр Абу Даби как «подарок миру», чья красота, по его мнению, могла бы предложить посетителям новую точку зрения на мир.

«Посещение Лувра Абу Даби станет полноценным опытом. Вы откроете для себя архитектуру этого невероятного здания и встретите шедевры всех исторических периодов мира», – сказал он.

«Это позволит вам наслаждаться красотой в полной мере, во всех ее проявлениях и тогда, станет возможен баланс между опытом и обучением, потому что здание и коллекция музея дополняют друг друга».

Теперь любителям искусств остается с нетерпением ожидать объявленной даты, чтобы любоваться великолепной экспозицией, в немом восхищении останавливаясь перед каждым чудесным произведением искусства или полностью погружаясь в таинственный и волнующий мир, олицетворяющий для нас вселенную идей, вдохновений и мастерства художника.

Д-р Алигейдар Рзаев

 

Более подробную информацию вы найдете на вебсайте музея http://www.louvreabudhabi.ae/

Фильм можно посмотреть здесь https://youtu.be/81mVlbRqalE

 

Facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmail

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *