Картину Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель» выставляют в Лувре Абу-Даби

Музей Лувр в Париже объявил о передаче в исключительную аренду известного шедевра эпохи Возрождения «Святого Иоанна Крестителя» кисти Леонардо да Винчи (1452-1519) в ознаменование пятой годовщины открытия Лувра Абу-Даби. Картина будет представлена в ОАЭ в постоянных галереях музея с 08 ноября 2022 года сроком на два года.

Картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» – одна из самых известных поздних работ именитого художника. Это загадочное творение таит в себе множество легенд и тайн, которые не раскрыты по сей день. Вокруг картины и фигуры изображенного ключевого персонажа создавались различные теории и версии, кем же мог являться этот необычный юноша.

Да Винчи привез свою работу вместе с Джокондой и Святой Анной во Францию и демонстрировал полотна кардиналу Арагонскому. Предположительно, «Иоанна Крестителя» выкупил Франциск I. Это произошло в 1518 году.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году картина была еще частично незаконченной. Правая рука, шкура, надетая на Иоанна, и крест были дописаны уже потом другим художником. Именно после этих дополненных деталей картина и стала называться «Святой Иоанн Креститель», несмотря на то, что образ юноши вовсе не ассоциируется с библейским Иоанном Предтечей.

Оставшееся незавершенным полотно «Святой Иоанн Креститель» после смерти гениального художника эпохи Возрождения принадлежал очень многим известным людям. Вплоть до 1620 года картина находилась во дворце короля Франциска I, пока её не приобрел известнейший коллекционер герцог Льянкурский.

Затем герцог примерно в 1630 году дарит картину Карлу I – королю Англии, а после его казни в 1649 году «Иоанна Крестителя» выкупает Эверхард Ябах, чтобы перепродать Людовику XIV де Бурбону – королю Франции. Работа да Винчи остается во французской королевской коллекции. После этого картина оставалась во французской королевской коллекции, пока не попала в Лувр в 1793 году во время Французской революции.

Новаторство и загадки «Святого Иоанна Крестителя»

Ранее Иоанна Крестителя изображали преимущественно на иконах. Всегда его образ был преисполнен строгости и аскетизма. Однако в своей работе да Винчи показал новаторский подход и придал одному из ключевых библейских персонажей совершенно необычный облик. На полотне мы видим красивого миловидного молодого человека с пышными волосами. Он очень молодо выглядит, что идет в разрез с каноничным образом Иоанна Крестителя. Живой взгляд юноши внимателен и сосредоточен на каком-то объекте, а на губах застыла слегка насмешливая улыбка. В своей правой руке герой держит крест и пальцем указывает ввысь – на небо.

Теплый свет мягко ложится на тело и лицо Крестителя. Фон за спиной героя выполнен в черных тонах. По-видимому, да Винчи это сделал для акцентирования внимания зрителя на одном лишь Иоанне. Примечательно, что даже сам крест, являющийся главным символом христианства, на картине практически незаметен.

Леонардо да Винчи, один из самых известных художников мира, само имя которого ассоциируется с художественным гением, на самом деле написал очень мало картин. После La Belle Ferronnière («Прекрасной Ферроньерки»), предоставленной Лувром в 2017 году, присутствие второго да Винчи в Лувре Абу-Даби является невероятно важным событием. Картина, нарисованная маслом по дереву, выставлена в 3-м крыле Лувра Абу-Даби, посвященном картинам 15-18 века, и олицетворяет великий гений эпохи Возрождения.

Презентация «Святого Иоанна Крестителя» в Лувре Абу-Даби является частью серии из четырех крупных кредитов, предоставленных парижским музеем Лувр после продления межправительственного соглашения, подписанного 3 декабря 2021 года между Розелин Бачело-Наркен, тогдашним министром культуры Франции и председателем Лувра Абу-Даби Мохаммедом Халифой Аль Мубараком.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.